Анкетирование - метод емкий


Получение информации с помощью анкет порой представляется делом исключительно хлопотным. Между тем, вряд ли какой-то другой метод позволяет добывать столь разнообразные и точные сведения о тех или иных явлениях действительности.

Не случайно серьезные издания часто применяют при изучении общественных проблем, наряду с другими методами, анкетирование.





Что такое анкетирование?




Мало найдется людей, ни разу не встречавших работников многочисленных социологических центров, которые предлагают жителям ответить на вопросы анкет. Полученные в результате сведения становятся после обработки ответов ценной социологической информацией.




Журналист - не социолог. Но и он с помощью анкет также может решать свои задачи. Например, получать информацию о том, насколько данная газета или журнал удовлетворяют читателя, что им нравится в издании, а что - нет; о различных проблемах общественной, хозяйственной, культурной жизни общества.




Анкета обычно включает в себя множество вопросов, объемлющих разные стороны проблемы, интересующей журналиста. Причем могут быть поставлены вопросы как о характеристиках самого явления (его сущности, количественных и качественных сторонах), так и об отношении к нему анкетируемых. Таким образом, создается большой объем информации, дающий возможность увидеть иногда самые тонкие грани проблемы и отношения к ней аудитории.




Если журналиста интересуют ответы на вопросы общего плана, то анкетирование может охватить самые широкие слои населения (массовое анкетирование). Но оно может быть обращено и только к отдельным его группам (выборочное анкетирование), или же - к сообществу специалистов-экспертов (экспертное анкетирование), или даже - к отдельным лицам (персональное анкетирование). Анкету можно применять как один раз, так и несколько (это зависит от задач анкетирования). Многоразовое применение возможно, когда ставится задача изучить изменения в каком-либо объекте или проконтролировать его состояние.




По сравнению с некоторыми другими методами получения информации (например, интервью), анкетирование обладает рядом преимуществ. Журналист общается с анкетируемым опосредованно. Тем не менее исключается влияние журналиста на характер ответов опрашиваемого. Человек, от которого хочется получить информацию, остается с анкетой наедине, что дает ему возможность непринужденно, самостоятельно и правдиво сформулировать ответы на вопросы. Это способствует объективности получаемой информации.




Анкета имеет много преимуществ и в случае использования ее при массовом опросе. Ведь опросить быстро большое число людей не под силу ни одному интервьюеру. А привлечение большого числа интервьюеров обойдется слишком дорого, что неприемлемо для небольших редакционных коллективов.




Но достоинства анкетирования являются и его недостатками. А именно, человека, оставшегося наедине с листком бумаги, ничто не может заставить адресовать редакции не пустые слова, а действительно важную информацию. Никто не может заставить его отвечать искренне, если респондент этого не захочет. Никто не поможет разъяснить ему непонятный вопрос или дать совет, как лучше изложить свою мысль. "Эффект одиночества" наедине с анкетой иногда мешает правильным ответам на вопросы.




Типы анкет




Все анкеты, в зависимости от объекта исследования, можно разделить на следующие два типа.




Первый - анкеты, адресованные аудитории той газеты (радио, ТВ-программы), которая проводит исследование. Такие анкеты используют для получения информации о составе аудитории, ее интересах. Для журналиста они служат своеобразным инструментом обратной связи, дающим возможность проверить функционирование издания. Анкеты часто публикуют в конце календарного года, для того, чтобы скорректировать содержание своего издания, формы подачи материала с учетом мнения аудитории о работе журналистского коллектива.




Второй - анкеты, применяемые для сбора сведений (фактов, оценок, мнений) о различных явлениях как общественной, так и личной жизни граждан. Анкеты могут быть нацелены как на выяснение фактов объективных социальных ситуаций, так и на выявление субъективных фактов, которые иным путем было бы трудно добыть. В любом случае, чем серьезнее отношение редакции к анкетированию, тем серьезнее они обдумывают содержание анкет и их оформление. Поступающие в редакцию ответы на вопросы изучаются, обрабатываются, а затем публикуются.




Правила составления анкет




Такие правила достаточно полно разработаны, прежде всего, социологией, где анкетирование стоит в одном ряду с такими важнейшими методами сбора информации, как опрос, интервью, изучение документов. При составлении анкеты исключительно важно помнить о том, что опрашиваемый даст ответы только в том случае, когда будет уверен, что у авторов ее достаточно серьезные намерения. Чтобы убедить в этом читателя, в любую анкету включают небольшой раздел - вступление (обращение составителей к опрашиваемому), содержание которого определяет вопросы анкеты как имеющие важное значение для решения какого-либо социального вопроса. Как правило, в таком вступлении сообщается о намерении ее составителя, объясняются задачи, ради которых проводится анкетирование, указывается, кому адресована анкета, какие данные хотят получить с ее помощью, а порой описывается предыстория той проблемы, которой посвящено анкетирование.




При формулировке вопросов надо избежать достаточно распространенной ошибки: не стоит смешивать несколько мыслей в одном вопросе. Правильно будет каждой отдельной мысли посвятить свой вопрос. В противном случае, может последовать ответ лишь на какую-то часть вопроса, что снижает ценность получаемой информации.




Вопросы должны быть соразмерны восприятию аудитории. Прежде всего они не должны быть слишком сложными. Но они не должны быть и примитивными. По наблюдениям психологов, излишняя легкость вопросов может отпугнуть своей "несерьезностью" хорошо подготовленную, эрудированную аудиторию. Именно поэтому формулировке вопросов должна предшествовать необходимая работа по изучению характера аудитории, уточнению уровня ее знаний, лексической подготовленности. Вопросы не должны содержать не известных читателю терминов, имен, названий. Кроме того, они должны вызывать у него такую же интерпретацию, как и у составителей анкеты. И если при составлении анкеты используются понятия, определения, которые могут вызвать разночтения, то их следует уточнить, чтобы было ясно, что имеется в виду в конкретном случае.




При распределении вопросов в анкете необходимо помнить о том, чтобы первые из них были несложными и интересными, не ставящими читателя перед необходимостью сразу продемонстрировать свой интеллект или затратить много времени на обдумывание. Если характер вопросов не удовлетворит опрашиваемого, то он может отложить анкету в сторону. Это чаще всего происходит в первый момент, когда еще не возникло желание сотрудничать с составителями анкеты в решении интересующей их проблемы.




После того, как анкетируемый увлечется ответами на простые вопросы, можно предложить ему и более сложные. При таком расположении можно надеяться на то, что будут даны ответы на все вопросы.




По своей форме вопросы делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные. Открытый вопрос формулируется так, чтобы опрашиваемый получил представление о теме, границах, в рамках которых должен быть дан ответ. Причем ответ он должен дать самостоятельно, без какой-либо подсказки. Скажем, журналист задает читателям такой вопрос:




"Какая проблема, по вашему мнению, является самой актуальной сегодня для нашего города?"




Ответ анкетируемый дает на незаполненном пространстве, оставленном после вопроса.




Закрытый вопрос предполагает ответы, варианты которых даются в самом тексте анкеты. Чаще всего это "да", "нет", "затрудняюсь с ответом". Но может быть предложен и набор более конкретных ответов, из которых отвечающему надо выбрать либо один вариант, либо несколько одновременно (в этом случае они называются "ответы - меню"). Например:




"Где вы работаете?




- на государственном предприятии;

- в частной фирме;
- имею собственный бизнес;
- нахожусь на пенсии". И т.д. (Подходящий ответ(ы) читатель должен подчеркнуть или обвести кружочком и пр.).



Закрытые вопросы дают возможность получать ответы, которые удобно обрабатывать, поскольку они поддаются группировке, классификации, счету. Кроме того, они содержат подсказку для тех опрашиваемых, которые по каким-либо причинам (неумения сформулировать мысль, боязни высказать мнение, не совпадающее с общепринятым и т.д.) не могут самостоятельно ответить. Ведь выбрать что-то готовое всегда проще. Причем такой выбор отнюдь не обязательно будет чисто механическим, поскольку среди готовых ответов может быть такой, который в полной мере отражает мнение читателя. Поэтому предложение хорошо продуманного набора вариантов ответа всегда достаточно оправданно.




Конечно же, при этом нельзя забывать о том, что в данном случае существует опасность навязать опрашиваемому мнение, которое он не хотел бы высказывать. Подобное может произойти с человеком, не способным критически оценить предлагаемые ответы. Поэтому психологи предлагают "уравновешивать" одни ответы, входящие в "меню", другими (чтобы положительным мнениям соответствовали отрицательные, а, кроме того, - содержались бы и нейтральные ответы).




Правильное построение вопросов анкеты позволяет надеяться на получение достаточно полных ответов, содержащих достоверную информацию.




При формулировании вопросов важно следить за их эмоциональной окраской, поскольку она способна влиять на характер ответов. Так, если в анкете будет стоять вопрос: "Всегда ли вы выполняете свой гражданский долг - участвуете в выборах депутатов Думы?", то ответ наверняка последует утвердительный (ведь мало кто сознается в том, что он пренебрегает своим гражданским долгом). В то же время нейтральный, с эмоциональной точки зрения, вопрос:




"Всегда ли вам удается участвовать в выборах депутатов Думы?" даст более точный ответ, поскольку предполагает, что у опрашиваемого были извинительные причины не всегда участвовать в выборах.




При формулировке вопросов журналист может прибегать к их прямой форме, то есть четко показать, какая, собственно говоря, информация его интересует. Но может поставить вопросы и в косвенной форме. В данном случае составитель анкеты будет пытаться получить нужную ему информацию обходным путем. Подобные вопросы имеют смысл, когда предполагается, что отвечающий вряд ли даст прямой ответ.




Предположим, что журналиста интересует степень эрудированности опрашиваемого. Если он спросит: "Знаете ли вы, кто изобрел радио?", то, скорее всего, получит ответ: "Да, знаю", поскольку сознаться в незнании данного факта читатель анкеты вряд ли захочет. Выяснить, что знает опрашиваемый на самом деле, помог бы, например, косвенный вопрос: "Как известно, одни утверждают, что радио изобрел наш соотечественник Попов, а другие пальму первенства отдают итальянцу Маркони. Вы не задумывались над тем, кто прав?" Этот ответ и покажет, что именно знает читатель.




Особую группу косвенных вопросов образуют так называемые проективные вопросы. Подобные вопросы используются в психологии, психиатрии, социологии. Они применяются и в журналистике. Например, в случае, когда прямые вопросы оказываются нерезультативными из-за того, что опрашиваемый недостаточно ясно осознает проблему, о которой идет речь, и свое отношение к ней. Или же в ситуациях, когда необходимо получить сведения о поведении, отношениях, чувствах данной категории опрашиваемых, идущими вразрез с нормами, принятыми в обществе (или не одобряемыми той средой, к которой они относятся). При этом заранее предполагается, что ответ на прямой вопрос наверняка будет затруднительным для опрашиваемого. Уйти от категоричности ответа как раз и поможет обращение к проективной технологии. Например, вместо прямого вопроса: "Хотели бы вы потребовать от своего шефа, чтобы он нагружал вас только той работой, которая определена должностной инструкцией?", можно поставить вопрос: "Посоветовали бы вы вашему другу, чтобы он потребовал от своего шефа нагружать его лишь той работой, которая определена должностной инструкцией?" В группу проективных включаются и вопросы, содержащие обращение к условной ситуации. К ним, например, относятся вопросы типа: "Как бы вы поступили, если бы..."




Следует иметь в виду, что проективные вопросы выясняют только так называемое вербальное поведение опрашиваемых, поскольку определяют, что он мог бы делать, "если бы...", но отнюдь не фиксируют его реальное поведение. Поэтому они имеют вспомогательный характер в анкетировании, в силу чего обязательно должны быть соотнесены с вопросами непроективного плана или же - с реальным поведением опрашиваемых.




Журналист может формулировать вопросы в личной или же в безличной форме. По мнению некоторых исследователей, личная форма вопроса лучше выражает индивидуальное отношение опрашиваемого к предмету разговора. Безличная форма позволяет представить не свое личное мнение, а мнение других людей.




При анкетировании используются вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используют как предварительные, то есть задаются для того, чтобы отделить тех, кто действительно обладает информацией, интересующей журналиста, от тех, кто ею не обладает. Например, прежде, чем выяснять отношение опрашиваемого к какому-то спектаклю, предварительно можно установить, а смотрел ли данный человек этот спектакль? Предназначение же контрольных вопросов состоит в том, чтобы проверить достоверность данных. Предположим, что в ходе анкетирования нужно выяснить, понравилась ли молодому человеку служба в армии. Сначала такой вопрос можно поставить прямо, а через некоторое время (после ряда других вопросов) для контроля можно задать вопрос "Вернулся ли бы он снова в армию, если бы появилась такая возможность?" Сравнив ответы и установив степень их совпадения, можно составить определенное представление о достоверности предыдущего основного ответа. Порой для контроля применяют вопросы, точные ответы на которые уже известны. Кроме того, могут быть заданы вопросы о придуманных событиях, несуществующих людях, книгах, открытиях и т.д. Применяя контрольные вопросы, следует помнить, что ответ на тот или иной из них свидетельствует исключительно о степени достоверности знания о предмете, относящемся к данному вопросу, но отнюдь, не ко всем предметам, которых касаются другие вопросы анкеты.




Обработка и подача данных анкетирования

Обработка данных анкетирования показывает, насколько тщательно ранее были выверены его цели, хорошо продуман текст самой анкеты, удачно выбран способ ее распространения и получения ответов. Разумеется, исследование действительности с помощью анкетирования в журналистике не может дать тех результатов, которые дает социологическое анкетирование, поскольку оно обычно не отличается высокой точностью, научной строгостью. Опубликованная в газете анкета, как показывают научные наблюдения, не всегда может дать полностью достоверные данные уже только потому, что ответы на нее присылают не все читатели, а только некоторые - наиболее активная часть аудитории. Эта часть нацелена на сотрудничество с журналистом в решении затронутых в анкете вопросов, готова выразить свое мнение, иногда резко отличающееся от общепринятого. Понятно, что ответы, полученные от этой группы, некорректно распространять на всю аудиторию. Поэтому на данное обстоятельство надо обязательно обращать внимание в процессе обработки результатов анкетирования.



Обработка данных анкетирования в журналистике производится в двух направлениях: количественном и качественном. Данные массового анкетирования, в силу их большого объема, подвергаются, прежде всего, количественному анализу, производится их группировка, что позволяет распространять (экстраполировать) полученные выводы на достаточно широкую область явлений, которых касается анкетирование. В ходе количественной обработки анкет обязательно применяется кодирование, то есть все полученные ответы относятся к той или иной группе анализа. То, какие группы анализа будут определены, зависит как от целей исследования, так и от содержания полученных ответов. Наряду с достоинствами, количественная обработка данных анкетирования имеет и недостатки. В этом отношении следует указать, прежде всего, на то, что она приводит к потере определенной части полученной информации (прежде всего - "нестандартных" ответов на открытые вопросы). Поэтому правильно поступают те журналисты, которые в любом случае производят не только количественный, но и качественный анализ (прежде всего - "нестандартных" ответов на открытые вопросы). Это особенно важно делать при обработке данных экспертного анкетирования, дающего оригинальные, отличающиеся наибольшей значимостью ответы.




Обработанные данные анкетирования необходимо облечь в соответствующую литературную форму (то есть создать текст).




То, какой будет эта форма, в значительной мере предопределяется ролью отведенной анкетированию в ходе исследования. Если анкетирование выступало главным средством сбора информации, то сделанное на ее основе выступление будет представлять собой комментарий к анкете. Если же анкетирование было лишь одним из источников информации, то в тексте может содержаться лишь ссылка на него, как и на другие методы, использованные при сборе информации. В этом случае публикация может быть выполнена в каком-то ином (обычно - аналитическом) жанре. Если данные были получены лишь в ходе персонального анкетирования, то они, как правило, публикуются в полном объеме - в жанре анкеты. Порой журналист соотносит в публикации данные персонального анкетирования и массового, группирует их, обобщает и т.д. В этом случае уже получается текст в жанре аналитической статьи.




Публикация завершает творческий процесс. И чем тщательнее проводилось анкетирование, чем глубже осуществлялся анализ его результатов, тем больше у этой публикации шансов быть замеченной аудиторией.